Страшно сказать,но с последнего посещения прошло 4 года! Не буду ничего обещать, но попробую возродить сайт, добавить в него побольше материала. Начнем со статьи о назначении кукол-мотанок, которую я написала в свое время на сайте рукукла.
Кукла – мотанка оберег или?..
(по книге А.Найдена Украинская народная игрушка )
Совсем недавно пришлось поучаствовать в обсуждении вопроса об обереговости кукол-мотанок (или узловых). Сам обереговый смысл таких кукол вызвал критику, в которой указывалось, что куклы с крестами на лице не являются обереговыми, а могут рассматриваться только как обрядовые или игровые. При этом в качестве аргумента выступали сведения из книги А.Найдена Украинская народная игрушка .
Книга очень интересная, читается почти как художественная, поэтому и видят и переживают ее по-разному. Хочу поделиться с Вами тем, как и что я увидела, перечитав ее еще раз и более пристально.
Первое, на что сразу же надо обратить внимание – это то, что речь в книге А.Найдена идет именно о народной игрушке. Т.е. автора интересует кукла-игрушка, а не кукла-оберег!
Еще в обращении к читателю автор подчеркивает, что история куклы – игрушки началась как предмет культовых потребностей первобытного человека, как защита от злых сил , как замена жертвы, как предмет, способствующий сохранению и приумножению благосостояния семьи, рода, племени. Сегодня, как подчеркивает А.Найден, наблюдается конфликт между традиционной и современной игрушкой, который приводит к усилению игровых функций современной игрушки и к возврату народной игрушки в свое неигровое прошлое, когда она служила оберегом, идолом, божеством, символом жертвы (О. Найден.Укра нська народна грашка. Ки в, АртЕк , 1999. - ст.6) .
Далее автор отмечает, что в недавнем прошлом в селах Украины, России, Кавказа и Средней Азии куклы создавались для обрядовых и ритуальных действий, магических манипуляций и сейчас кое-где они не утратили таких функций (там же, стр. 12). В свое время именно такие куклы дали начало игровым.
Многие обрядовые действа эволюционировали в игры для взрослых и детей. Обрядовые атрибуты (которые стали прототипами игрушек и кукол, в частности) представляли собой образы разных божеств, связанных с окружающим миром, а также с типизированными изображениями жертв этим богам. Кроме того, они играли апотропеическую (защитную) роль. В более поздние периоды истории они приобретают статус хозяек домашних очагов, становятся идолами и вместилищами душ покойных предков, постепенно становясь атрибутами, которые благоприятствуют рождению детей, приплоду скотины, помогают при лечении болезней, вызывают дождь или способствуют его прекращению, закликают весну (там же,стр.75).
Таким образом, кукла, и в частности кукла узловая, автором признается не просто как предмет детской игры, но как предмет сакральный. Можно, конечно, упереться в тот факт, что куклы с крестом на лице бытовали только в Средней Надднепрянщине. Но дело то не только в этом кресте. Дело в технике их изготовления – никакой иголки, только солома, трава, ткань, нитки и мотивы – мать с дитям, женская фигура в одежде того типа, который господствовал в месте ее создания. Для простой игровой куклы эти ограничения не могут быть принципиальными, это принципиально только, если кукла несет на себе или в себе особый смысл.
Теперь о кресте на лице. Он присутствует у многих узловых кукол, бытовавших в отдельных регионах не только Украины, но и России, Кавказа и Средней Азии. Не говорит ли это о некой общности мировоззрения древних народов? Сам А.Найден прослеживает одну из связей между Средней Надднепрянщиной и Кавказом. Наверное, и остальные совпадения тоже имеют объяснения. Но важно не это, важно то, что этот знак не случаен и явно несет некий сакральный смысл.
В той же книге А.Найдена есть такие слова: форма трипольских антропоморфных и зооморфных фигурок, в которых интуитивно чувствуешь отсутствие элемента детской игры . Так вот, то же самое чувствуешь и в куклах с крестом на лице. И сколько бы мы не отрицали обереговость современных кукол – мотанок (узловых), есть в нашем обществе спрос на этих кукол, и, как показывает опыт, почти никто не интересуется ими, если не подчеркивать их сакральный смысл. Скорее всего, людей привлекает именно то, что можно своими руками изготовить оберег для члена семьи, для друга в связи с какими-то определенными обстоятельствами. Если же таких кукол покупают на ярмарках, так ведь каждому по вере его . А то, что приобретают охотнее кукол ярких, необычных, говорит о том, что на данном этапе немногие рассматривают их исключительно, как обереговых. Не последнюю роль играет их место в интерьере современной квартиры.
Кроме всего, нужно сказать, что куклы, созданные жителями городов – это не те, которые делали сельские жители 100 или 1000 лет назад, время другое, мы - другие. И, как подчеркивал А.Найден, народная игрушка возвращается к своему неигровому прошлому, т.е. снова приобретает функции оберега, потому что идолом, божеством или символом жертвы она вряд ли уже может служить в силу сложившихся условий современной жизни.
|